Обряды это соответствующие обычаям ритуальные действия, символизирующие знаменательные события, особые отношения между людьми, религиозные представления. Об обрядах, связанных с основными русскими праздниками, сказано в разделе «Праздники». Здесь же – сведения о других обрядах, в которых чётко проявляется русская национальная самобытность. 

Гостеприимство
Засевки
Зажинки
Спожинки
Свадьба

Гостеприимство

Радушный приём гостей издревле был отличительной чертой славян. Н.М. Карамзин писал: «Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу, готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников».

Принять гостей, накормить, истопить для них баню, уложить спать, и потом вдобавок дать что-то с собой, стало унаследованным от славян русским обычаем, который дополнился обрядными символами почтения гостей. Богатство застолья зависело, конечно, от имущественного положения хозяев, но в любом случае они старались выставить перед гостями всё лучшее из имеющегося.

Если о приходе гостей известно заранее, их встречали хлебом и солью. Хозяйка дома выносила к порогу на расшитом полотенце (рушнике)  испечённый в русской печи каравай с чашечкой соли, и с поклоном преподносила гостям. Преподнесение хлеба означало пожелание изобилия, благополучия, а соль преподносилась как оберег. Затем гостей приглашали в дом и усаживали за стол на самом почетном месте – в красном углу. Так стал называться самый светлый и красиво убранный угол, где стояли иконы. За столом хозяин раздавал всем ломти хлеба с солью, и затем вместе с хозяйкой старался накормить гостей самыми вкусными угощениями.

Обряд встречи гостей хлебом и солью, с разными вариациями, широко распространён у многих коренных народов России, которые тоже имеют древнюю хлеборобскую историю. В русском народе этот обряд укоренился настолько, что в русском языке от слов хлеб и соль образовалось единое слово хлебосольство, – синоним слова гостеприимство. 

С развитием средств передвижения и связи хождение в гости и встреча гостей стали делом обыденным и практически бесцеремонным. Обряд встречи хлебом и солью сохранился в особо торжественных случаях, но главное, что русское  хлебосольство сохранилось в текущей жизни.  

Засевки 

Засевки (засев, парадный засев, посевание) – древний русский обычай ритуально-магических действий накануне посевной и в самом начале её.

Прежде чем приступить к посеву на семейных участках, крестьянский сход деревни выбирал засевальщика, которому предстояло начать сев первым. На сход собирались все женатые мужчины – хозяева чтобы избрать человека с "лёгкой рукой". Миссия засевальщика была очень почетной. При выборе семейного засевальщика предпочтение могло отдаваться мальчику или старику: представлялось, что удача посевной, как священного акта, зависит от физической и моральной чистоты засевальщика.

Требование чистоты блюлось и в подготовке его выхода в поле: он обязательно мылся в бане, надевал чистую праздничную одежду. Хозяйка наводила чистоту и порядок в доме. Особая чистоплотность перед посевной объяснялась стремлением вырастить хлеба чистыми: в смысле без сорняков. 

Засевки начинались за день до самого первого посева. Семьи собирались за праздничными столами, на которых стояли хлеб и соль. Все окна, двери, отверстия и печная труба наглухо закрывались: чтобы нисшедшая от предстоящей молитвы благодать Божия не ушла из избы и осталась на посевных семенах, находившихся тут же. За столом некоторое время все сидели молча, затем, по знаку хозяина вставали и вслед за ним хором повторяли молитву о ниспослании удачного сева и урожая. После этого, кому предстояло засевать, собирался в поле.

Начало работы традиционно приурочивали к раннему утру.  Особую роль в засевках имел различного вида хлеб, чаще всего освящённый в церкви. Святой хлеб – каравай или пасхальный кулич, отправляясь на поле, клали в семена, затем иногда выкладывали на пашню, а перед засевом или после него съедали. Издревле сохранялись представления о способности хлеба возродиться заново: накормить землю и вернуть ей силу, затраченную на его рождение в прошлом году.
Возможно, что в древности хлеб подобным образом приносился в жертву богу – покровителю скотоводства и земледелия Велесу, к которому обращались и с предпосевными молитвами. 

Самые первые горсти зерна засевальщик бросал, произнося особый приговор. К примеру: Дай, Боже, урожай всем православным христианам; или: Народи, Господи, с полосьмины три осьмины; Народи, Господи, на птиц небесных, на всю нищую братию, и на всех православных: Пошли, Господи, милость свою на всякую долю, на нищую долю, на сиротскую долю, на птиц небесных, на своё семейство. Характерно, что так испрашивалось  благополучие мира в целом. При этом, заботясь о живых, не забывали и умерших, символом которых в ритуале выступали нищие и птицы. Для них в молитве просилась равная доля.

Областной праздник Засевки в Могилёвской области Белоруссии   

Идея всеобщего прокормления воплощалась и в общедеревенских трапезах с обязательным кормлением нищих и разбрасыванием по полям остатков пищи для птиц.
С механизацией хлеборобских работ засевочная обрядность стала забываться, но сейчас она возрождается.

Зажинки

Зажинки – древнерусский обычай ритуально-магических действий в начале жатвы. Хотя жатва – нелёгкий труд, с особо большой нагрузкой на женщин, к ней готовились как к празднику: наводили чистоту и порядок  в домах и в подворьях, с нетерпеньем ходили смотреть, поспел ли колос, не пора ли жать. Почётная миссия начать жатву предоставлялась старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.  

Выдающийся исследователь русской культуры Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871 гг.) приводит древний обряд начала жатвы: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу (богу Велесу) бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев, в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу».

Особую значимость придавали первому сжатому снопу: его украшали цветами и лентами, потом забирали с поля, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед, и продолжал ещё долго «жить» во многих обрядах. Как пишет Ю.П. Миролюбов, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!». Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны … Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина»». Зажинки завершались праздничным семейным ужином.

Забывающаяся обрядность зажинок, как и засевок, стала возрождаться.  

Праздник земледелия Зажинки в ряде деревень

Спожинки

Если начало жатвы у славян называлось зажинки, то её конец получил тоже певучее и ласковое название спожинки (в разных местах – обжимки, обжинки, дожинки). В торжественный день спожинок хлеборобы выходили в поле дожинать рожь, пшеницу, просо, другие зерновые культуры, одним словом – жито, и вершили магические обряды. Древняя магия этой обрядности тоже связана с богом Велесом – покровителем урожая и плодовитости животных. Ему воздавали почести, просили о будущих урожаях.

Последний сноп жали молча, торжественно, чтобы в нём спокойно поселился дух поля. Этот обряд со времён, когда верили в полевиков – духов земли, которые оберегают пашню, притягивают благодатные дожди и так способствуют богатому урожаю.

Оставляли в поле не сжатыми пучки колосьев, которые принято было обвивать лентами, нагибать к земле, присыпать почвой и класть сверху хлеб да соль. Таким ритуалом, как и в зажинки, завивали бороду богу Велесу и оставляли на земле, чтобы эти колосья притягивали к себе добрых духов-полевиков. Поселятся они в сплетении тёплых колосьев, перезимуют благополучно, и помогут вырастить богатый урожай на следующий год. С принятием на Руси христианства «завивать бороду» стали святому Николе («заместившему» в христианское время Велеса), святому Илье («заместившему» Перуна), святому Егорию («заместившему» Ярилу).

Последний сноп торжественно проносили по всей деревне и ставили в центр стола, где готовилось пиршество в честь завершения хлеборобских трудов.

В Рязани состоялся III региональный фестиваль
Праздник урожая – Спожинки 17 сентября 2018 г.

В Рязани состоялся III региональный фестиваль
Праздник урожая – Спожинки 17 сентября 2018 г.

На фестивале Спожинки – праздник урожая 
выбрали лучший каравай

На фестивале Спожинки – праздник урожая 
выбрали лучший каравай

Свадьба

На Руси ещё до принятия христианства преобладали семьи моногамные: в которых мужчина и женщина, преимущественно по любви, скрепляли узы брака для совместного счастья и продолжения рода. Создание такой семьи испокон веков считается в русском народе важнейшим событием жизни. Отсюда – особо богатая обрядность в этом действе, названном словом свадьба.

Было много по сути обрядных игр, способствующих добрачному знакомству парней и девушек. Например, в День Перуна или Ивана Купалы молодёжь собиралась в два хоровода: юноши вели круг посолонь – по ходу солнца, а девушки – противосолонь. Так оба хоровода шли спинами друг к другу, а в момент их сближения столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, дело велось к их свадьбе. Той же цели способствовали хоровод Каравай и игра Ручеёк, сохранившиеся поныне как детские игры.

Бывало, что за подготовку свадьбы брались родители будущих жениха и невесты до их взаимного знакомства. Но и в таких случаях обычно учитывалось дальнейшее согласие молодых, а роль родителей, близких в создании молодых семей всегда была значительной. Нередко все свадьбы в деревне проводились одновременно, как правило, после завершения полевых работ. Главный обряд бракосочетания вершился на капище, где волхв удостоверялся, что есть лад в паре, благословлял этот союз, и скреплял клятву молодых перед богами. После вершился свадебный пир, на котором молодые получали подарки, и сами одаривали гостей поясами, различными оберегами, монетами.

С принятием православия главное брачное священнодейство стало вершиться в церкви. Примерно к XV веку русская свадебная обрядность сложилась в наиболее полной мере, унаследовав от старины глубокой всё, что не противоречит православным канонам.

Начинается русская свадебная обрядность со сватовства – прихода в дом к предполагаемой невесте сватов от будущего жениха в составе его родителей или близких, или просто друзей. Цель сватовства достичь согласия всех близких молодым на создание ими своей семьи. Для сватовства выбирался специальный день, когда родственники молодой девушки и, порой, специально приглашённая опытная сваха, как бы случайно оказались у неё в гостях. В этот день устраивалось празднество, со своими приговорами, шутками, песнями, плясками.

Нередко к тому времени договоренности о будущем браке были уже достигнуты между родителями, да и молодыми тоже. Но и в таких случаях сваты с той и другой стороны  ведут дело, как будто оно только начинается. Сторона невесты должна отказываться от предложения, а сторона жениха должна уговорить. Разговор, как  правило, заводится иносказательно. Например: «У вас товар, у нас купец» или  «У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?»

После достижения в сватовстве согласия устраивались смотрины, где родители молодых и они сами ближе знакомятся друг с другом, решают связанные с созданием новой семьи имущественные вопросы. Далее идёт помолвка (сговор, заручины, просватанье) – достижение окончательного согласия и объявление во всеуслышание, что брак будет заключён. Родители благословляют на него молодых иконой. Именно после помолвки пару называют жених и невеста. Отмечалась помолвка и праздничным застольем в доме жениха.

М. Шибанов Празднество свадебного договора

М. Шибанов Празднество свадебного договора

К. Маковский Под венец

К. Маковский Под венец

Невеста после помолвки бралась готовить приданое (ткать, шить, вязать кружева) и сама готовилась к переселению в дом будущего мужа, а чаще всего – в дом, где он живёт с родителями и ещё многими родными. Это приготовление велось в окружении подруг и стало называться девичник.

Наверное, в связи с предстоящей столь большой переменой в условиях жизни невесты, в древности считалось даже, что в день бракосочетания она умирает для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Отсюда появился обряд девичника, именуемый в разных местностях подвенеха, плакальник, вытие. Это своего рода слёзное прощание невесты с вольной жизнью в кругу любимых и любящих родных, близких, подруг. Подруги невесты под её причитания пели грустные песни и расплетали её девичью косу, а потом заплетали ей две косы.

В день перед бракосочетанием проводился и молодечник,  когда жених в кругу друзей прощался со своей свободой. Здесь было больше веселья, чем грусти, так как жениху не предстояло пережить столь же крутых перемен, как невесте.  И девичник и молодечник завершались хождением в бани: невесты с подругами, а жениха с друзьями.

В день поездки в церковь под венец формировался свадебный поезд из конных всадников и повозок. В дом к жениху приходили его родные, сватья и дружки, шафера, бояре. У каждого были в свадебном поезде свои обязанности. Родители жениха в церковь не ездили, так как в это время должны были приготовить угощение для последующего приема гостей.

А. Рябушкин Свадебный поезд в Москве

А. Рябушкин Свадебный поезд в Москве

Свадебный поезд во главе с главным дружкой жениха, с песнями, плясками и прочим весельем, сначала выдвигался за невестой. В деревнях люди, как могли, препятствовали его проезду: выкатывали на дорогу телеги, натягивали веревки. За символический выкуп проезд открывали, и поезд двигался дальше. В доме невесты его встречали запертыми воротами, а порой  и спрятанной невестой, которую приходилось искать и тоже выкупать. Этот обряд получил своё название: выкуп, браньё. Потом было угощение, но жених и невеста перед бракосочетанием должны были остаться голодными.  

В церковь молодые ехали порознь. Впереди – дружина жениха верхом на конях, вслед за ней в повозке жених, в следующих повозках невеста и все, кто пожелал быть в церкви.

В церкви свершается венчание – христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена, всю жизнь.

Невесту к венцу вели подруги под руки, как бы убитую горем, а после венчания «новорожденная» выходила из церкви сама. Теперь вместе с мужем они ехали в свадебном поезде к нему домой, где их встречали хлебом и солью его родители. Для этой встречи специально выпекался особо красивый каравай.

.   

.   

Завершал свадьбу княжий пир в доме жениха, и на нём теперь уже молодожёнов величали князем и княгиней. Зачастую гуляли всей деревней, а порой и двумя, если молодожёны были из разных деревень. Тут произносились добрые пожелания и шло широкое русское веселье. Завершали свадьбу хлебины: когда после брачной ночи  молодой супруг с дружками отправлялись к тёще на блины.

В современной русской свадьбе сохранились не все свадебные обряды. Многие видоизменились с новыми техническими условиями жизни. Тем не менее, сейчас всё чаще проявляется стремление сыграть свадьбу в виде, максимально приближённом к старине.

         Древнерусские свадебные обряды показали в Алтайском институте культуры

         Древнерусские свадебные обряды показали в Алтайском институте культуры

                                  Венчание в русской православной церкви

                                  Венчание в русской православной церкви

В новую жизнь - на русской тройке.

В новую жизнь - на русской тройке.