О ПОРТАЛЕ

 

Современные информационные технологии – на службу национальным культурам
Машков В.Д., председатель автономной некоммерческой организации "Русский мир"

Статья, на основе которой сделано сообщение на VIII Казанском Евразийском научно-практическом форуме "Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты, форматы реализации", прошедшем в Казани  10-11 июня 2019 года. Данная статья опубликована в Сборнике трудов VIII Казанского Евразийского научно-практического форума стр. 185. Казань. 

Объективные процессы интернационализации экономики, поселений и семей, ускорения миграционной динамики, дестабилизируют связи внутри народов одной национальности (этносов) и приводят к массовому забвению родных культур. К тому же ведёт культивирование большинством СМИ поп эрзаца, от которого часто разит духовным тленом. На этом поприще задействованы большие средства и современные информационные технологии. Под влиянием этих объективных и субъективных  факторов массы людей теряют передававшиеся и пополнявшиеся веками от поколения к поколению духовные богатства, воплощённые в самобытной словесности, музыке, песнях, танцах, одежде, орнаменте и других плодах художественного творчества народов. Всё общество теряет исходный потенциал эстетического и в целом духовного развития.

Нельзя не отметить, как много делалось для сохранения и процветания каждой национальной культуры в Советской России-СССР. В уникально масштабной кампании по ликвидации безграмотности бесплатно научили всех безграмотных людей читать и писать на родном языке, а нерусских – по желанию и на русском. Так большинству российского населения впервые стала доступна родная литература. Большинство национальных культур обогатилось  новыми для них видами искусства. Взращённые советской властью первые у многих народов профессиональные художники, музыканты, композиторы, дирижёры, хореографы, режиссёры, артисты оркестров, ансамблей, драмтеатров,  оперы, балета, стали создавать произведения, сохранившие родную самобытность и нередко становящиеся мировой классикой.

Всё это было недостижимо без особой заботы со стороны государства, которое развило ещё и культовое почитание классиков отечественного искусства. Как никогда раньше и как ни в какой другой стране, в СССР было возведено им множество памятников, создано их музеев, названо их именами множество улиц, площадей, городов.

Государственная забота о развитии национальных культур в немалой мере предопределила то, что советский многонациональный народ сплочённо разгромил фашистов, поработивших почти всю Западную Европу.

Много бед советскому народу принесло расчленение СССР, вопреки народной воле, и при активном провоцировании межнациональных распрей, вплоть до военных боёв.

В постсоветской России стали получать государственную поддержку общественные организации, созданные по Федеральному закону N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», согласно ст. 1 этого закона, «… в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры …». Но в этом законе национально-культурная автономия понимается лишь как «объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства» [1]. То есть, данный закон не позволяет создавать национально-культурные автономии этносам, находящимся в ситуации национального большинства. Как будто это обстоятельство снимает проблему сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

К тому же, на основе лишь общественной инициативы, да ещё в условиях расселения людей одной национальности по разным государствам и даже континентам, не преодолеть названных выше объективных и субъективных факторов забвения национальных культур.  

У нас в Татарстане за постсоветский период государственное содействие их развитию не прерывалось, более всего, конечно, – татарской культуры. Причём, татарская культура здесь не превозносится над другими и не обособляется от них. Республиканские театры, галереи, концертные залы широко представляют искусство соседствующих  башкирского, марийского, мордовского, русского, удмуртского, чувашского народов, других народов нашей страны и зарубежья. В постсоветский период в Казани создан большой оркестр русских народных инструментов, ставший впоследствии одним из лучших оркестров  мира. В центре Казани установлены памятники русскому поэту Державину, певцу Шаляпину, татарскому композитору Сайдашеву, создан музей русского художника Васильева. Такая политика руководства республики в немалой мере обусловила безуспешность попыток распалить и здесь межнациональные распри.

Наверное, есть субъекты России, да и другие страны, где подобная работа ведется не хуже. Однако: информационная мощь театров, галерей, концертных залов и музеев мизерна по сравнению с мощью электронных СМИ, которые теперь дополнились интернетом. Но те же современные информационные технологии и мощности при соответствующем их применении открывают невиданные ранее возможности для сохранения национальных культур, и больше того: достижения их нового расцвета, – возрождения, ренессанса.

В этих целях применительно к народу каждой национальности необходимо задействовать такую организацию, которая объединит усилия: деятелей  его национальной  культуры и национального общественного актива; СМИ, задействованных для сохранения и развития данной национальной культуры; государств, где живут представители данного народа.

При этом недопустимо ставить вопрос так, что о сохранении и развитии определенной национальной культуры должен заботиться только народ данной национальности. Надо исходить из того, что все национальные культуры составляют ценнейшее достояние всего человечества.

Организацией, удовлетворяющей названным выше требованиям применительно к народу определенной национальности, может стать его  мировая национально-культурная автономия (world ethno-cultural autonomy), далее для краткости – МНКА (WECA),  со следующими главными атрибутами: 

– Столица МНКА – город или другой населенный пункт, выполняющий миссию организационного центра по сохранению и развитию национальной культуры данного народа. Конечно, населенный пункт с такой миссией должен быть самым крупным сосредоточием произведений искусства и деятелей культуры данного народа.

– Высший исполнительный комитет (ВИК) и сеть разветвленных по местам проживания данного народа региональных исполнительных комитетов (РИК) МНКА.

– Информационный портал и другие СМИ, задействованные для сохранения и развития национальной культуры данного народа.

Например, у русского народа за его многовековую историю сложилась самобытная  культура, включившая в себя несметное число произведений во всех известных видах художественного творчества. Общепризнано большое влияние русской культуры на мировую культуру. Русские совместно с народами около ста этносов сформировали к середине XVII века территориально самое крупное в истории государство: Россия. Русский язык стал её государственным языком и, соответственно, языком межнационального общения всех её народов. Русский язык стал самым богатым среди языков мира по словарному содержанию. Это основополагающее богатство русской словесности позволило создать на русском множество  произведений художественной литературы, ставших мировой классикой. Оно же позволило изложить на русском множество изобретений и научных открытий, в том числе великих. Всеобщее бесплатное обучение русскому языку советских людей всех национальностей открыло им дорогу к профессиональным и научным знаниям, какие до того были им недоступны. Русская речь первой прозвучала в Антарктиде и в космосе. Русский язык стал одним из шести официальных языков ООН.

Но даже при таком богатстве и столь весомом статусе русской культуры проблема её сохранения и популяризации в русском народе становится всё более острой, причем на всех территориях проживания русских людей, включая регионы, где они составляют большинство населения.

Уже много веков самым крупным средоточием произведений русского искусства и деятелей русской культуры является Москва. Русские диаспоры есть во многих государствах. Таким образом, есть и актуальность, и условия для организации Русской МНКА со столицей Москва.

Так же, к примеру, и татарский народ за свою многовековую историю развил самобытную культуру с большим многообразием духовных богатств, начиная с родной речи, включая творения прикладного и прочего искусства, и кончая национальными видами состязаний в силе и ловкости. У татарского народа самым крупным средоточием произведений татарского искусства и деятелей национальной культуры уже много веков является Казань. За последние годы большую работу по сохранению внутринациональных связей ведёт международный союз общественных объединений «Всемирный Конгресс Татар», созданный в Казани. Из Казани неформально координируется создание и деятельность в субъектах России татарских национально-культурных автономий. В Казани создана, и уже  пять лет работает интернет-школа «Ана теле» по  дистанционному обучению татарскому языку, причем бесплатно, всех желающих, живущих как в Татарстане, так и по всему миру. Трудно переоценить гуманитарное значение этого дидактического новшества на базе современных информационных технологий, которое актуально для народов большинства национальностей.

Таким образом, Казань уже стала организационным центром сохранения и дальнейшего развития татарской национальной культуры. Даже больше того: сохранения и развития татар как национального сообщества, расселившегося по всему миру. Татарский народ по сути уже стал организовываться в мировую национально-культурную автономию со столицей Казань. Осталось закрепить официально статусы Татарской МНКА и ее столицы, отладить работу исполнительных органов, создать и задействовать соответствующий информационный портал.    

Особо актуально формирование МНКА народов, не «титульных» нигде. Создать национально-территориальное образование для каждого этноса невозможно, даже для многочисленного, а создать МНКА со столицей, сетью исполнительных органов и информационным порталом для каждого, даже малочисленного этноса – не проблема.

С созданием МНКА применение их глобальных связей и информационных ресурсов для внутринационального общения и приобщения больших масс людей к эстетически богатой, познавательной, интересной, увлекательной информации на родной языковой основе позволит намного ослабить влияние информационных потоков, духовно разлагающих и провоцирующих межэтническую рознь. Открытость информации по всем национальным культурам позволит духовно обогащаться всем людям, вне зависимости от их национальности, а деятелям искусств черпать вдохновение из этого неисчерпаемого истока.

Формирование МНКА со столь гуманными целями актуально для всех этносов  мира и для всех государственных властей, стремящихся действовать во благо своим народам. Поэтому важно взаимодействие государств и национально-культурных активов в создании МНКА коренных народов для каждой страны и не только коренных. Это дело потребует небольших затрат от государств потому что основной объем работ будет выполняться активистами на информационных порталах. К деятельности МНКА уместно привлекать  институты, занятые этнографией, проблематикой языков и национальных культур, что сделает затраты на их содержание максимально эффективными. Деятельность МНКА может стать прибыльной с развитием через них торговли произведениями прикладных искусств, соответствующими аудио, видео материалами и т.п.

Через создание МНКА могут разрешаться поныне острые проблемы на почве соотношения государственных территорий и территорий расселения этносов. Как известно, провоцирование распрей именно на этой почве сыграло большую роль в разжигании обеих мировых войн. В наше время, к примеру, курдский национальный вопрос, как раз того же характера, стал детонатором кровопролитных боев.

Сейчас начаты разработки, необходимые для формирования русской мировой национально-культурной автономии.

Есть проект Устава Русской МНКА.

Он предусматривает реализацию национально-культурных прав людей, относящих себя к этническому сообществу русский народ (равнозначно – русские) на всех территориях его проживания при гражданстве любого государства, а так же – организационное устройство  данного этнического сообщества в форме: Русская Мировая Национально-Культурная Автономия. 

Излагается перечень национально-культурных прав русского народа из восьми пунктов. Предусматривается, что его национально-культурные права: реализуются в порядке, не противоречащем законодательству государств, где проживают русские; не связаны с правом на национально-территориальное самоопределение; не влекут ни преимуществ, ни ограничения русских людей в других международных и государственных правах.  Эти положения необходимы, поскольку в мире пока нет единой правовой основы деятельности национально-культурных автономий, но есть общепринятая правовая норма: законно всё, что не противоречит закону. Надо полагать, что если появится и разовьется практика создания МНКА, правовые основы их деятельности получат более основательную проработку.

Согласно проекту Устава Русская МНКА преследует цели: 

– Сохранение и развитие внутринационального общения русского народа на родном языке при нарастании динамики расселения русских по всему миру.

– Укрепление межнационального (межэтнического) согласия в мире и содействие сохранению, развитию и взаимообогащению национальных культур всего мира.  

Для достижения этих целей Русская МНКА согласно проекту Устава действует в соответствии со следующими принципами:

– Сочетание общественной инициативы с поддержкой государства Российская Федерация – Россия, как государства, на территории которого русские являются коренным народом, а так же – других государств, проявляющих заботу о сохранении, дальнейшем процветании и взаимообогащении всех национальных культур.

– Сохранение, дальнейшее развитие и взаимообогащение всех национальных культур – общая задача народов всех национальностей, всего мирового сообщества.

– Недопустимость превознесения в правах и амбициях народа какой-либо национальности или группы национальностей, равно как и дискриминации по национальному признаку.    

Проектом Устава предусмотрено, что столицей Русской МНКА является Москва, определена специфика этого её статуса, определён порядок формирования Высшего и региональных исполнительных комитетов Русской МНКА и перечень их функций соответственно из пятнадцати и четырех пунктов. Особо оговорено, что юридический статус региональных исполнительных комитетов определяется исходя из правовых условий в регионах их деятельности.

Кроме проекта устава Русской МНКА, разработан близкий по содержанию проект Татарской МНКА.

Наработано структурирование русской национальной культуры по восьми разделам и тридцати подразделам. Начата подготовка минимально необходимых текстов и наглядных материалов для создания, тоже согласно проекту Устава, информационного портала «Русская национальная культура». Всё это может использоваться как ориентир при создании МНКА любого другого этноса.       Аналогов указанным наработкам найти не удалось, хотя научных и публицистических материалов по национальным культурам и отдельным их компонентам – множество.

Предложение о формировании МНКА Русской, Татарской и других народов России направлено руководству России, Москвы и Татарстана.

Евразия – средоточие самых многонациональных стран мира и регион, где проблема сохранения и дальнейшего развития национальных культур, а так же гармонизации межнациональных отношений, особо актуальна. Отсюда есть предпосылки, что плодом духовной евразийской интеграции станет предлагаемая и необходимая всему миру сеть МНКА, базирующаяся на передовых информационных технологиях. 

1. Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»