Toggle navigation

Бытовые предметы и украшения

С древнейших времён наши предки старались делать создаваемые вещи не только практичными, а ещё красивыми. Народные умельцы достигли столь искусного и всегда национально самобытного декорирования обиходных предметов, что они стали создаваться не только для прямого назначения, но и специально в качестве украшений. Не меньшее мастерство воплощается и в создание украшений как таковых. На этом поприще в русском народе развился ряд выдающиеся художественных школ, чьи произведения снискали мировую известность. 
Расшитые полотенца (рушники). Хохломская роспись. Городецкая роспись. Палехская роспись. Жостовская роспись. Дымковская игрушка. Матрёшка. Тульский самовар. Гжельский фарфор. Гусевский хрусталь. Торжокское золотное шитьё. Уральский малахит. Ростовская финифть. Ещё ювелирная классика. 

Расшитые полотенца (рушники)

Расшитыми полотенцами в русском народе с древности принято украшать красный угол избы и подавать на таких полотенцах хлеб-соль гостям и молодожёнам.

Предприятий, специализирующихся на русской вышивке, найти не удалось. Может быть, их нет. Произведения мастериц этого искусства широко демонстрируются и продаются через интернет.

Хохломская роспись

С XVII века в селе Хохлома и ряде окрестных деревень, ныне Нижегородской области, развился народный промысел красочной росписи деревянной посуды и других предметов быта. Живописная сочность изображаемых в самобытном стиле цветов, ягод, веток, навевает весёлое, жизнерадостное настроение.

Городецкая роспись

В простонародье Городца и его окрестностей, ныне Нижегородской области, издревле сложилась художественная традиция разукрашивать всё, к чему прилипают краски: кухонную утварь, прялки, сундуки, мебель, ставни, даже двери. Это чудное искусство фонтанирует многообразием ярких расцветок, изображаемых предметов и бытовых сюжетов из крестьянской и купеческой жизни.

Палехская роспись

С XVII века прославились мастера иконописи из посёлка Палех, ныне Ивановской области. В XX веке это уникальное мастерство стало применяться в росписи шкатулок, ларцов, брошек, других предметов быта. Рисунки пишутся часто на былинные, сказочные сюжеты. Даже изображения бытовых сцен, пейзажи, проникнуты чарующим волшебством русской сказки.

Палехская роспись
ООО «Возрождение»

Жостовская роспись

Жостовская роспись – роспись металлических подносов изображениями цветов и плодов, успешно сочетающая традиции русской народной кистевой росписи бытовых предметов с высшим изобразительным мастерством в классическом натюрморте. Этот народный промысел развился в подмосковных деревнях Жостово, Осташково, Хлебниково с XVIII века.

Дымковская игрушка

В XV – XVI веках в заречной слободе Дымково у города Вятки, ныне – территория города Кирова, развился народный промысел лепки из глины и разукрашивания детских игрушек. Сначала это были свистульки в виде птичек, барашек, козликов, лошадок, других животных. Позднее стали не для свиста лепить фигурки птиц и животных фантастической расцветки, нарядно одетых людей и даже бытовые сценки. С тех пор доныне каждая такая игрушка – неповторимое творение ручной работы одного мастера, проникнутое, как правило, праздничностью, весельем, нередко и добрым юмором.

Матрёшка

Матрёшками зовётся разновидность детских кукол. Название – от женского имени Матрёна, ассоциирующегося с дородной многодетной матерью. Одна матрёшка представляет собой комплект деревянных разъёмных полых кукол уменьшающегося размера, вставляемых одна в другую. Первые матрёшки изготовлены умельцами в конце XIX века. Потом мастера русских школ красочной росписи взялись столь вдохновенно разукрашивать матрёшек, что сделали их популярными украшениями жилищ и сувенирами.

Тульский самовар

Самовар – металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней трубкой – топкой. Российское производство самоваров началось в первой половине XVIII века на Иргинском заводе в селе Нижнеиргинское, ныне Свердловской области. Немного позже начат выпуск самоваров в Туле, где впоследствии стало производиться наибольшее количество этих всенародно востребованных изделий. Сначала в России самовары применялись для приготовления сбитня – славянского напитка из воды, мёда, пряностей, травяных сборов. Лишь в XX веке, с выращиванием отечественного чая и удешевлением его, самовары стали повсеместным средством кипячения воды для чаепития. К середине XIX века освоен выпуск самоваров с богатой орнаментацией затейливыми рисунками. В конце XIX века стало широко применяться гальванопокрытие никелем «под серебро». С электрификацией жилья стали выпускаться электрические самовары, не менее красивые.

Гжельский фарфор

Деревня Гжель, ныне Московской области, сначала прославилась глинами. Восторженно сказал о них М.В. Ломоносов:  «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете … между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее». С середины XVIII века в Гжели развился народный промысел росписи посуды, игрушек, статуэток из столь замечательного фарфора. Краски применяются в основном цвета небесной голубизны и синевы.

Гусевский хрусталь

В 1756 году создан хрустальный завод на реке Гусь, где сейчас город Гусь-Хрустальный Владимирской области. Вскоре создаётся ещё ряд предприятий, тоже освоивших выпуск большого ассортимента изделий, начиная от красивой недорогостоящей посуды, и кончая изысканным, высоко ценимым художественным хрусталём.

Торжокское золотное шитьё

Шитьё нитями, содержащими 5-8 процентов золота, успешно освоено мастерицами Древней Руси. С тех пор этот промысел получил наибольшее развитие в городе Торжок, ныне Тверской области. Так же с древних времён сохранено это мастерство в Городце, ныне Нижегородской области. Столь изысканным шитьём орнаментируются знамёна, предметы церковного назначения, одежда, обувь, другие матерчатые и кожаные изделия. Рисунки для вышивки составляют сами золотошвеи, отдавая предпочтение растительным узорам. Они выразительны и наряду с тем трепетны, лиричны.

Уральский малахит

Малахит – редкий минерал зелёного цвета с узорным радиально-волокнистым строением. Примерно с середины XVII века обрабатывается русскими умельцами, достигшими впоследствии уникального совершенства в художественном представлении природной красоты этого полудрагоценного камня. Ещё они достигли эстетической гармонии в сочетании малахита с золотом, при том что зелёный и жёлтый цвета трудно сочетать в украшениях и декоре. Больше того, уральские мастера наработали уникальную технику «русской мозаики»: покрытия поверхности недорогостоящего металла или камня тонкими малахитовыми пластинами, с созданием впечатления, что изделие – из одного большого монолита. Ещё больше того: наловчились так покрывать не только плоские, но и фасонные поверхности, что позволило достичь того же эффекта в создании крупных ваз и других объёмных произведений сложной конфигурации.

Ростовская финифть

Финифть – эмаль, применяемая ювелирами для художественной росписи металлических изделий, а так же художественные изделия, расписанные такой эмалью. Это ювелирное искусство считается особо сложным. Древнерусские ювелиры до середины Х века применяли выемчатую технологию: заполнение эмалью специально сделанных выемок на изделиях. Затем сменили её на более сложную перегородчатую: на гладкую поверхность изделия напаиваются тонкие перегородки, а между ними плавится многоцветная эмаль – финифть. Впоследствии прославилась финифть из Ростова Великого, ныне Ярославской области. Мастерство этой школы успешно переняли художники Вологды, создающие свою вологодскую финифть.

Ещё ювелирная классика

Академик Б. А. Рыбаков писал о древнерусских ювелирах: «По технике исполнения изделия городских мастеров … не уступали образцам самого передового мирового искусства того времени –  искусства Византии и Ближнего Востока. Чеканщики могли изготовить превосходные рельефы на серебре, литейщики отливали сложные хитроумные изделия. Мастера золотых и серебряных дел в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой, а иногда покрывали гладкую серебряную поверхность колта тысячами (!) микроскопических колечек и на каждое (!) колечко напаивали крошечное зёрнышко серебра». С тех пор доныне русские ювелиры сохраняют передовые в мире позиции.