Развитие русской одежды предопределилось наследием славянских традиций, большой территорией расселения народа, большим температурным диапазоном погод (примерно от минус сорока до плюс сорока градусов), длительным проживанием в соседстве и взаимообогащением культур с многими другими народами. Сообразно этим обстоятельствам появилось уникальное разнообразие русской одежды, включающее много региональных стилей при общем разделении её на летнюю, демисезонную, зимнюю,  женскую, мужскую, обиходную, праздничную.

Практически вся одежда украшалась вышивкой и кроме неё, обычно, тесьмой, кружевами, узорными вставками. Богатый декор русской, и не только русской, одежды особо ценен ещё и тем, что в нём, как ни в каком другом искусстве, воплотилось женское художественное творчество многих поколений народных мастериц.

Сведений о русской одежде, в том числе размещённых в интернете, много. Ниже приводятся только в объёме, позволяющем составить общее представление о ней.

Летняя и демисезонная одежда.
Зимняя одежда
Обувь
Головные уборы

Летняя и демисезонная одежда

Издревле основным атрибутом одежды русских людей, причём обоего пола, всякого возраста и социального положения, стала рубаха. У женщин она могла быть длиной до пола, у мужчин достигала колен. Мужские рубахи шились нескольких видов: без ворота с круглой горловиной; с воротом, застёгивающимся на пуговицы, и разрезом посередине груди или слева. Последний вариант, – косоворотка, стал наиболее распространённым. Мужчины носили рубаху поверх портов (штанов). Женские и мужские рубахи подпоясывались гашником (поясом). Отсюда слово загашник – сумочка за поясом.

Шились рубахи свободного покроя из льняной или хлопчатобумажной ткани, побогаче – из шёлка. Праздничные – с особо нарядной вышивкой и другими украшениями. Рубахи как рабочая одежда были разного назначения: покосные, поживные, рыбацкие и др. Характерно, что женская рабочая рубаха для жатвы, при том, что жатва – нелёгкий труд, приравнивалась к праздничной, и соответственно украшалась.

Со времён Древней Руси рубах, конечно, не сохранилось. Но и сейчас немало мастериц шьют рубахи в древнерусском колорите. Есть и пошивочные предприятия, успешно развивающиеся на этом поприще

Рубаха женская.

Рубаха женская.

Наряд древнерусской девушки на картине А. Шишкина
Заря-Зареница.

Наряд древнерусской девушки на картине А. Шишкина
Заря-Зареница.

Рубаха мужская, косоворотка.

Рубаха мужская, косоворотка.

Рубаха мужская, без ворота.

Рубаха мужская, без ворота.

Изначально главным украшением русской одежды стала вышивка. Она делалась не только ради красоты. Вышивались образы почитаемых божеств, знаки-обереги от множества напастей, изображения растений и животных. Излюбленным цветом был красный. Само это слово понималось тогда ещё и как очень красивый, или, по-современному, прекрасный. Изучив русскую народную вышивку, академик Б. А. Рыбаков пришел к выводу, что ее сюжеты и композиционные решения, поражающие эстетическим совершенством, выработаны тысячелетия назад. Мастерицами вышивки были практически все женщины, шившие одежду. Есть они и сейчас. В этом искусстве созданы и продолжают создаваться замечательные произведения.

Следом за вышивкой столь же распространённым украшением  русской одежды, преимущественно женской, стали кружева – узорчатые сетчатые плетения из нитей. На весь мир прославились вологодские кружева. Немало замечательных кружевниц есть и в других регионах. 

Значительным предметом древнерусской одежды, женской и мужской, стал пояс. Он наделялся ещё и миссией оберега. Пояса делались тоже красивыми. Считалось недопустимым на людях распоясываться. Сейчас это слово означает свершать грубые, разнузданные действия.

Наряды на древнерусской свадьбе в современном показе.

Наряды на древнерусской свадьбе в современном показе.

Сибирская семья Ваньковых привержена древнерусской одежде. 

Сибирская семья Ваньковых привержена древнерусской одежде. 

Самая древняя на Руси демисезонная одежда, которую носили женщины и мужчины – свита (свитка), длиной примерно до икр, рукава с обшлагами. Более точного описания древних свит не сохранилось. Предполагается, что покрой и отделка различались у свит женских и мужских. Застёгивались свиты без петель, на петлицы, что считается характерной чертой именно древнерусской одежды.

Женский наряд со свитой у кривичей – одного из племён, основавших Русь.

Женский наряд со свитой у кривичей – одного из племён, основавших Русь.

Свита мужская.

Свита мужская.

Демисезонный наряд древнерусской княгини
на картине М. Нестерова Девушка у озера (княгиня).

Демисезонный наряд древнерусской княгини
на картине М. Нестерова Девушка у озера (княгиня).

С течением времени наряд русских женщин становился более многослойным. Примерно с XIV века женщины средней полосы и северной части Руси стали носить поверх рубахи сарафан: распашной с застёжками или глухой, надеваемый через голову. На юге носили поневу – юбку на гашнике, тоже распашную или глухую.

Сарафан распашной.

Сарафан распашной.

Сарафан глухой.

Сарафан глухой.

Наряд девушки с поневой распашной поверх рубахи.

Наряд девушки с поневой распашной поверх рубахи.

И. Репин Украинка у плетня.  1876 г. На девушке рубаха и понева.

И. Репин Украинка у плетня.  1876 г. На девушке рубаха и понева.

Поверх рубахи, сарафана или поневы стали надевать передник (фартук, занавеска), низкий или высокий, на лямочках. Разновидностью высокого передника стал запон – прямоугольный отрез ткани, складывающийся пополам, с отверстием в центре для надевания через голову. В XVII веке широко распространилась душегрея (кацавейка, телогрея) – одежда короткая, чуть ниже талии: легкая без рукавов (епанечка), или тёплая с рукавами. Тёплую душегрею носили как демисезонную одежду.  

Передник низкий

Передник низкий

Передник высокий  

Передник высокий  

Передник высокий, одетый поверх рубахи и сарафана.

Передник высокий, одетый поверх рубахи и сарафана.

Женский наряд с епанечкой.  

Женский наряд с епанечкой.  

Душегреи тёплые.

Душегреи тёплые.

Женские наряды с тёплой душегреей на картине  С. Бабюка Осенние разговоры.

Женские наряды с тёплой душегреей на картине  С. Бабюка Осенние разговоры.

Со времён Древней Руси и позднее стали верхней демисезонной одеждой, преимущественно мужской, многие разновидности кафтана: суконные сермяга, зипун, армяк, однорядка, казакин; суконная отороченная мехом разновидность казакина бекеша; суконный или из атласа, бархата, парчи ферязь; из атласа, бархата, парчи охабень, опашень. По покрою они различались длиной, отсутствием или наличием воротника, способом застёгивания, возможностью женских вариантов. Был кафтан и как таковой.

Зипун.

Зипун.

Кафтан, ферязь, охабень.

Кафтан, ферязь, охабень.

Опашень женский.

Опашень женский.

Бекеша. Разновидность казакина мужского. 

Бекеша. Разновидность казакина мужского. 

Казакин женский холодайка.

Казакин женский холодайка.

Из названных видов демисезонной одежды поныне шьются разновидности казакина, получившего в своё время широкое распространение среди казачества.

Зимняя одежда

Зимой все русские женщины и мужчины носили шубы. Простонародье – из овчины, зайца, лисицы, а кто богаче – из чернобурки, бобра, куницы, соболя, горностая. Шубы шились обязательно мехом внутрь, с отложным воротником, обычно с меховой отделкой подола, обшлагов и воротника. Сначала шубы шились нагольные – без матерчатого покрытия сверху: тулупы (кожухи). Потом для состоятельных людей стали шить крытые, с покрытием сукном, парчой, бархатом, различных цветов и отделок. Длина шуб – до пола или около того. Женские, как правило, отличались изяществом покроя и отделки. Ещё стали шиться полушубки – короткие шубы, до колен.

Тулуп (кожух) – нагольная шуба.

Тулуп (кожух) – нагольная шуба.

Зимняя одежда древнерусской девушки на картине В. Васнецова  Снегурочка.

Зимняя одежда древнерусской девушки на картине В. Васнецова  Снегурочка.

Князь и княгиня Древней Руси в крытых шубах.

Князь и княгиня Древней Руси в крытых шубах.

Крытая шуба, характерная для русской знати XV-XVII вв.

Крытая шуба, характерная для русской знати XV-XVII вв.

Женский зимний наряд с полушубком..

Женский зимний наряд с полушубком..

Короче полушубков, но подлиннее душегрей стали шиться разнообразные шубейки. Они показаны ниже ещё и на куклах. Кстати, искусство создания кукол в национальной одежде сейчас прогрессирует на основе этнокультурных исследований.

Доха – шуба мехом наружу. 

Доха – шуба мехом наружу. 

Меховая одежда мехом наружу,  – доха, у славянских народов употреблялась только с магическими целями, например, чтобы вырядиться в страшилище при колядовании. Лишь во второй половине XIX века в России стали шить дохи из собачьих, волчьих или бараньих шкур, чтобы надевать их поверх тулупов для дальних поездок в лютые морозы. Потом доха из более изящных мехов стала привычной шубой.

Суровые морозы побудили русских людей создавать тёплую одежду специально для ступней и кистей рук. Издревле таковой стали тёплые носки и варежки (рукавицы). Женские и детские – часто в особо красивом исполнении. Женщины, кроме варежек, с древности носят меховые муфты.

Носки шерстяные, вязанные, в простом виде.

Носки шерстяные, вязанные, в простом виде.

Носки шерстяные, разноцветной художественной вязки.

Носки шерстяные, разноцветной художественной вязки.

Носки шерстяные, разноцветной художественной вязки.

Носки шерстяные, разноцветной художественной вязки.

Варежки шерстяные, одноцветной
художественной рельефной вязки.

Варежки шерстяные, одноцветной
художественной рельефной вязки.

Варежки шерстяные, разноцветной
художественной вязки.

Варежки шерстяные, разноцветной
художественной вязки.

Варежки меховые, в простом виде.

Варежки меховые, в простом виде.

Варежки меховые, с теснённым рисунком.

Варежки меховые, с теснённым рисунком.

Варежки мохнатки – меховые, мехом наружу.

Варежки мохнатки – меховые, мехом наружу.

Муфта из меха чернобурки..

Муфта из меха чернобурки..

Обувь

Как и одежда, русская обувь многообразна по видам, фасонам, отличается самобытной художественной отделкой. Раскопки и письменные источники свидетельствуют, что в Древней Руси большинство населения, в том числе сельского, носило кожаную обувь. Её шили мужскую, женскую, детскую, рабочую, обиходную, праздничную, для разных времён года, сначала на мягкой подошве, потом и на жёсткой, без каблуков и с каблуками. Шилось много видов рабочей обуви, например, сапоги бродни для ходьбы по глубокой грязи и болотам, ловчие для охоты, баламутные для рыболовства и т.д. 

С древних времён применялись сложные технологии выделки и отделки кож, включая создание изысканного сафьяна. Кстати, есть интересное упоминание сафьяновых сапог в былине «О Вольге и Микуле Селяниновиче»:

У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати,

ратай – пахарь, в данном случае Микула Селянинович)

Ниже приводятся характерные образцы основных видов русской обуви, имеющих многовековую историю.

Поршни. Самый древний вид кожаной обуви.  

Поршни. Самый древний вид кожаной обуви.  

Коты. Древняя тёплая кожаная обувь.

Коты. Древняя тёплая кожаная обувь.

Башмаки. На мягкой подошве, с теснённым рисунком.

Башмаки. На мягкой подошве, с теснённым рисунком.

Черевички. Старинная разновидность женских башмачков. 

Черевички. Старинная разновидность женских башмачков. 

Башмачки женские. XVII в.

Башмачки женские. XVII в.

Кадрильки. Старинная разновидность женских башмачков.

Кадрильки. Старинная разновидность женских башмачков.

Казачки. Старинная разновидность женских сапожек.

Казачки. Старинная разновидность женских сапожек.

Сапожки женские с золотным шитьём. Из хором царя  Алексея Романова. XVII в.

Сапожки женские с золотным шитьём. Из хором царя  Алексея Романова. XVII в.

Сапожки женские. XIX в.

Сапожки женские. XIX в.

Современная модель женских сапожек «Для Снегурочки».

Современная модель женских сапожек «Для Снегурочки».

Сапоги. Мужские, наиболее распространённый фасон.

Сапоги. Мужские, наиболее распространённый фасон.

Сапоги мужские праздничные.

Сапоги мужские праздничные.

Казаки. Старинная разновидность мужских сапог.

Казаки. Старинная разновидность мужских сапог.

Сапоги мужские с золотным шитьём.

Сапоги мужские с золотным шитьём.

Сапоги сафьяновые.

В XVII-XIX веках, с имущественным расслоением российского общества, кожаная обувь становится слишком дорогой для обедневшего простонародья. В его среде стали обиходными лыковые лапти, бывшие издревле преимущественно рабочей обувью крестьян. Как самая удобная обувь для ряда работ, например покоса и укладки скошенной травы вручную, лапти использовались до 1960-х годов. Позднее стали популярным сувениром, есть и любители походить в лапоточках. Под этот спрос плетение лаптей не только продолжается, но и совершенствуется. 

С. Гилёв  Микула Селянинович. На Микуле Селяниновиче древнерусская мужская рабочая одежда, включая лапти и онучи – полотняные обмотки ног при ношении лаптей.

С. Гилёв  Микула Селянинович. На Микуле Селяниновиче древнерусская мужская рабочая одежда, включая лапти и онучи – полотняные обмотки ног при ношении лаптей.

Рабочая одежда крестьянки XIX века, включая лапти, на картине А. Венецианова Сенокос.

Рабочая одежда крестьянки XIX века, включая лапти, на картине А. Венецианова Сенокос.

С глубокой старины в русском народе создаётся матерчаая, вязаная, валяная обувь для ходьбы дома.

Матерчатые башмачки с вязаным утеплением.

Матерчатые башмачки с вязаным утеплением.

Матерчатые башмачки для детишек, с меховым утеплением.

Матерчатые башмачки для детишек, с меховым утеплением.

Вязаные сапожки.

Вязаные сапожки.

Валяные башмачки и тапочки,
с палехской росписью.  

Валяные башмачки и тапочки,
с палехской росписью.  

С древности стали всенародно любимой зимней обувью валенки – сапоги из валяной шерсти. Они достаточно тёплые для русских зим, лёгкие, недорогостоящие. Валенки стали носить мужчины, женщины, дети, селяне и горожане.

Валенки в простом виде.

Валенки в простом виде.

Валенки, украшенные рисунком..

Валенки, украшенные рисунком..

Валенки непромокаемые,
с пластиковыми галошами.

Валенки непромокаемые,
с пластиковыми галошами.

Валенки детские.

Валенки детские.

Головные уборы

В исследовательской литературе называется около ста видов исконно русских женских головных уборов. Большинство из них предназначалось ещё и для украшения, и представления статуса женщины. У  девушек головные уборы были скромнее и оставляли часть волос на виду. Лента, вплетённая в девичью косу, свидетельствовала об избрании жениха и скорой свадьбе.  Головной убор замужней женщины мог состоять из нескольких предметов, одеваемых один поверх другого. Например: повойник-кичка-платок. Замужние женщины закрывали волосы полностью.

Ниже приводится небольшая подборка русских женских головных уборов, чтобы составить о них общее представление

Венчик (венец, венок) девичий.
Древнеславянский головной убор.

Венчик (венец, венок) девичий.
Древнеславянский головной убор.

Убрус – древнеславянский платок замужней женщины, размером около 2 х 0,5 м.

Убрус – древнеславянский платок замужней женщины, размером около 2 х 0,5 м.

Повязка девичья.

Повязка девичья.

Повязка замужней женщины.

Повязка замужней женщины.

Повойник. Древнерусский головной убор замужних женщин

Повойник. Древнерусский головной убор замужних женщин

Сорока.

Сорока.

Сборник. 

Сборник

Кичка.

Кичка.

К. Маковский  Русская красавица в кокошнике.

К. Маковский  Русская красавица в кокошнике.

Каптур. Древнерусская женская меховая шапка с ниспадающей на спину и плечи тканью.

Каптур. Древнерусская женская меховая шапка с ниспадающей на спину и плечи тканью.

Ушанка женская.  Зимняя шапка.

Ушанка женская.  Зимняя шапка.

Повойник и поверх его платок
у замужней женщины.

Повойник и поверх его платок
у замужней женщины.

Примерно к началу XX века в головных уборах русских женщин возобладала бесцеремонность и практичность, наиболее полным воплощением которой явился платок – кусок  ткани, чтобы повязывать голову. На весь мир прославились полотняные павлопосадские платки, фасонов и расцветок на любой вкус.

А. Венецианов Девушка в платке. 1830 г.

А. Венецианов Девушка в платке. 1830 г.

Современная девушка в платке.

Современная девушка в платке.

Косынка. Небольшой треугольный платок.

Косынка. Небольшой треугольный платок.

Платок квадратный.

Платок квадратный.

Полушалок – платок треугольный, обычно тёплый, с бахромой.

Полушалок – платок треугольный, обычно тёплый, с бахромой.

Шаль – платок квадратный, обычно тёплый, с бахромой.

Шаль – платок квадратный, обычно тёплый, с бахромой.

Самые тёплые платки – ручной вязки из козьего пуха. Вязание их, тем более ажурное, – большое искусство. На весь мир прославились оренбургские пуховые платки, но и в других регионах немало мастериц, тоже создающих столь замечательные головные уборы. Есть простой способ контроля мастерства их вязки: при большом объёме, платок должен пропускаться через обручальное колечко.

В сильные морозы закутывают в тёплые платки, поверх зимней одежды, маленьких детишек, как девочек, так и мальчиков.

Русские мужские головные уборы менее разнообразны, чем женские, но надевались тоже ещё и для украшения, и для представления статуса. Основой головного убора мужчин стала шапка в ряде разновидностей и фасонов.

Тафья. Древнерусская простейшая шапочка, круглая или квадратная.

Тафья. Древнерусская простейшая шапочка, круглая или квадратная.

Валенка. Шапка валяная, древнерусского фасона матёрка.

Валенка. Шапка валяная, древнерусского фасона матёрка.

Мурмолка летняя

Мурмолка летняя

Мурмолка зимняя.  

Мурмолка зимняя.  

Мурмолка зимняя, современный фасон.

Мурмолка зимняя, современный фасон.

Треух.  

Треух.  

Малахай.

Малахай.

Шапка горлатная, – русской
средневековой знати.

Шапка горлатная, – русской
средневековой знати.

Папаха (клобук). Меховая шапка, изначально распространившаяся среди казаков. У донских и запорожских казаков в XVI-XVII веках шилась с тумаком (шлыком) – ниспадающим сверху клиновидным колпаком. С середины XIX века папаха вводится в качестве зимнего армейского головного убора, и поныне является форменной у старших офицеров России.  

Ушанка. Меховая шапка, самая популярная у мужчин России и ещё ряда стран на постсоветском пространстве. С 1930 годов в СССР-России является форменным зимним головным убором солдат и офицеров. С 2000 годов является форменным зимним головным убором в полиции ФРГ.

Лучшим свидетельством большого таланта старинных создателей русской одежды является то, что многие наработанные ими её виды создаются и носятся поныне.