Ладья
Коч 
североморская ладья
Русская тройка
Русская баня
Русская печь

Ладья

Ладья (устаревшее произношение лодья, и отсюда лодка – маленькая лодья) – широко применявшееся на Руси парусно-вёсельное судно, как сейчас бы сказали, типа река-море и,  кроме того, часто перемещаемое по суше волоком.

При таком вездеходстве  даже первые ладьи могли брать на борт до пятнадцати тонн груза, тридцать-сорок человек, развивать высокую по тем временам скорость и ходить в достаточно дальние морские походы. Благодаря уникальному сочетанию всех этих качеств именно на ладьях развился знаменитый торговый путь из варяг в греки: между Балтийским морем и Черным с преодолением волоком многокилометровых расстояний между реками, озёрами, и в обход речных порогов.

Восточные славяне плавали на ладьях по Чёрному и Средиземному морям уже в VI - VIII веках, достигая Италии. На севере ладьи стали ходить не только по Балтике, а с развитием русского Поморья – и по Северному Ледовитому океану до Шпицбергена и до побережья Сибири. Успешно применялись ладьи на путях и восточно-западного направления с преодолением волоком узких промежутков между реками. В «Повести временных лет» сообщается, что русские плавали по Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, перетаскивая суда из Дона в Волгу и обратно. В дальние походы ходило одновременно до пятисот ладей. 

В походах военных ладьи представляли собой грозную силу благодаря ещё и высокой манёвренности от сочетания возможностей хода под парусом и на вёслах. Высокая боеспособность ладей доказана победоносными походами на Константинополь в 860 и 907 годах. В середине XII века новгородцы разбили осадивших Ладогу шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов.

Самые первые ладьи строились путём наращивания дощатых бортов на долблёный из цельного дерева корпус. Потом научились строить более вместительные «набойные лодьи»: к бортам крепились стойки, на них набивались доски внахлест, за каждое весло стало садиться по два гребца. Гребцы укрывались от солнца и дождя под навесом. 

С XII века на Руси стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую гребцов сверху. У этих судов на носу и корме размещалось по рулевому веслу, что позволяло быстро менять курс на противоположный, не разворачиваясь. Такая ладья имела длину 30 м, ширину — 5 м, водоизмещение до 200 т. Имела три мачты с комбинированными парусами, обладала превосходной скоростью: при хорошем ветре 11 узлов. Этот корабль был преимущественно парусным. Весла применялись, как правило,  для подхода к причальной стенке,  постановки на якорь, преодоления узких мест фарватера.

Немало творческого труда вкладывалось, чтобы ладья была красивой внешне и во внутреннем убранстве.

В производстве использовался большой ассортимент древесины многих пород, сообразно их свойствам и эксплуатационным требованиям к изготовляемым деталям. Мачты делали из желтой сосны, отличающейся высокой прочностью и упругостью. Важные детали корпуса – из красной или рудовой сосны, содержащей большое количество смолы, благодаря чему она может сохраняться в воде до 100 лет.

Из еловой древесины, которая по сравнению с сосной, впитывает меньше влаги, делались весла и некоторые части рангоута. Лиственницу, как наиболее устойчивую к гниению, использовали для палубного настила и в качестве отделочного материала. Нередко мачты, рангоуты, палубный настил делали из пихты, которая по своим качествам близка к лучшим сортам ели. Дуб, превосходящий хвойные деревья по прочности, но и более тяжелый, шел на производство деталей, несущих особо большую нагрузку: килей, штевней, шпангоутов. Кроме того, дубовая древесина с её красивой текстурой применялась для отделки кают. Вяз, отличающийся прочностью, вязкостью, гибкостью, использовался для изготовления изогнутых деталей. Ясень, – гибкий, прочный, вязкий, долговечный применялся для изготовления трапов, дверей, судовой мебели, изогнутых конструкций набора корпуса, внутренней отделки. Для красивой отделки использовали так же древесину акации, березы, бука, груши, кипариса, клена, ореха, тополя.

Умелое применение русскими корабелами многих пород дерева, большого ассортимента других материалов, и сложных технологий их обработки обеспечивало ладьям замечательные судоходные качества, высокую прочность, надёжность и долговечность. 

Суда, близкие русским ладьям по конструкции, строятся и в наше время для спортивного туризма.

Современная ладья Русич во время похода в Австралию в 2013 году.

Коч - североморская ладья

Кочмара – трёхмачтовая поморская ладья

Кочмара – трёхмачтовая поморская ладья

Кочмара – трёхмачтовая поморская ладья

Кочмара – трёхмачтовая поморская ладья

Кочмара  трёхмачтовая поморская ладья

В северных морях для промысловых целей приходилось заходить во льды, а традиционная ладья была не приспособлена к таким плаваниям. Беломорские судостроители создали корабль, аналога которому в мире не было: коч, успешно плавающий среди льдов и сохранивший основные судоходные качества ладьи.

Историки предполагают, что название судна произошло от слова коца – защитная обшивка. Ее делали из прочных пород дерева – дуба или лиственницы, и накладывали вгладь к основной обшивке в районе переменной ватерлинии. Это предохраняло корабль от повреждения льдами. Подводная часть корпуса стала делаться округлой, благодаря чему зажатое льдами судно не разрушалось, а вытеснялось на их поверхность.

Трюм делили поперечными переборками на отсеки (чердаки). В носовой части внутреннего пространства корпуса располагали помещение для экипажа, в кормовой – каюту вожа (кормщика). Грузовой отсек устраивали между жилыми помещениями. В носовом отсеке поморских ладей сооружался камбуз с кирпичной печью. Благодаря этому моряки могли есть горячую пищу, согреться и высушить мокрую одежду.

Сначала строили одномачтовые кочи – до 25 метров длины, с осадкой около полутора метров, водоизмещением до 60 тонн, с экипажем до 20 человек. На борт  брали две или несколько ледянок — лодок с полозьями длиной 5-7 метров и грузоподъемностью 1,5-2 тонны. Их применяли еще и для перемещения застрявшего во льдах судна к чистой воде. В этом случае моряки укладывали в ледянку верп с якорным канатом и начинали тянуть лодку по направлению к чистой воде на длину якорного каната. Далее они вырубали лунку и вставляли в нее якорь. Затем моряки на судне крутили шпиль, подтягивая коч к якорю и соответственно ближе к чистой воде. Так повторялось до выхода из ледяного плена. 

Создание столь уникального по совершенству конструкции и оснащённости судна ледового плавания позволило русским активно осваивать моря и земли Крайнего Севера. Поморские кочи сыграли значительную роль и в географических открытиях XVI-XVII веков. Например, Семен Дежнев впервые спустился на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достиг далёкой сибирской реки Алазея.   

В северных водах хорошо зарекомендовала себя на больших расстояниях трёхмачтовая поморская ладья, именуемая в летописях заморская ладья, а среди поморов – кочмара. В длину достигала 25 метров, в ширину 8. При попутном ветре она могла проходить до 300 километров в сутки и нести на себе до 300 тонн груза. 

Поморы строили много судов специального назначения, в том числе тоже уникальной конструкции. Например, широко применялись парусно-гребные карбасы. Они имели полозья, крепившиеся на днище чтобы карбас легко передвигался по льду. 

Расцвет полярного судоходства на Руси относят к XV-XVI векам. Документально установлено, что на Мурманском побережье ежегодно промышляло примерно 7 400 русских судов.  

Русская тройка

Какой же русский не любит быстрой езды! В русском народе самая быстрая езда издревле ассоциируется с русской тройкой. Она развивает скорость до шестидесяти километров в час, что непосильно ни одной запряжке в мире. До развития индустриальных транспортных средств русская тройка была вне конкуренции по скорости, и, скорее всего, по долговременности непрерывной быстрой езды, и по дальности преодолеваемого такой ездой расстояния.

Кроме количества запрягаемых лошадей, уникальность русской тройки в том, что она – единственная в мире разноаллюрная запряжка. Центральная лошадь  (коренник) идёт быстрой рысью, а лошади по его бокам (пристяжные) скачут галопом. Можно только диву даваться глубоким знаниям лошадиных способностей и дерзкой изобретательности безвестных создателей столь сложной и эффективной биомеханической системы. Большого мастерства требует управление тройкой.

Обычно в тройку запрягали внешне невзрачных, но выносливых лошадей вятской породы. У особо состоятельных господ – орловских рысаков. Лучшая тройка – где все лошади подобраны в масть, а коренник крупнее пристяжных ростом и статью.

Троечная упряжь –  ещё и произведение искусства. Поначалу дугу коренника окрашивали позолотой: цвет золота символизировал молнии, сопровождавшие огненное вознесение Ильи-Пророка. Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Это делалось не только ради красоты: наносились росписи-обереги чтобы уберечь тройку от нечистых сил, от дикого зверя, от разбойников.

С XVIII века тройка задействуется в курьерской и затем в почтовой службе, значение которых для нашей страны с самой большой в мире территорией было исключительно велико. На почтовых тройках перевозилась не только корреспонденция с небольшими грузами, но и пассажиры.

Тройка полюбилась в народе и стала атрибутом народных гуляний в торжества. Воспета в литературе, в песнях, на полотнах художников.

С 1840 года стали устраивать соревнования троек на Московском ипподроме. В 1911-м тройку впервые увидели в Европе на Всемирной Выставке в Лондоне. В  советский период почти все тройки стали запрягаться орловскими рысаками, и такая тройка стала так замечательна, что дарилась руководством страны в США.  В 1982 году на международной конской выставке-ярмарке «Эквитану» в Германии советской тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны». В 1989 году там же зрители аплодировали стоя другой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. С середины 1990-х годов стал проводиться Чемпионат России русских троек: по этапам в разных городах с финалом в Москве. С 2000 года выступления русских троек проводятся во все «Дни Франции» в России и во все «Дни России» во Франции.

Вознесение пророка Ильи. Новгородская икона XIII века из собрания банка «Интеза».

Вознесение пророка Ильи. Новгородская икона XIII века из собрания банка «Интеза».

Среди историков преобладает явно необоснованное мнение, что троечная упряжь появилась не раньше начала  XVIII века, когда она стала применяться в России курьерской службой.

Есть сведения, что в некоторых местностях Севера Руси испокон веков ежегодно в Ильин день устраивались скачки на тройках, которые символизировали «колесницу огненную и коней огненных», что вознесли Илию на небо. А вот русская икона XIII века (!), на которой эта колесница изображена запряженной именно тремя конями.

Характерно, что на иностранных иконах колесница, вознёсшая Илию, изображается запряженной двумя или четырьмя лошадьми (квадрига использовалась в древнеримских гонках и триумфальных шествиях). На русских иконах есть и такие изображения, и есть в виде русской тройки, причём с XIII века, а может быть, и ранее. Уже отсюда видно, что русская тройка появилась раньше XIII века! (Данное открытие сделал автор этих строк Машков В.Д.)

Русская баня

Русский народ издревле и всенародно вошёл во вкус еженедельно мыться в сочетании с термообработкой организма паром критически высокой для живых существ температуры, да ещё нередко чередуя это с обливанием студёной водой, а зимой с растиранием снегом и купанием в проруби.

Иноземцы дивились, часто принимая всё это за фанатичное самоистязание. Кто же сам посетил  русскую баню, убедился: какое она доставляет блаженство! О её  целительном значении лекарь при дворе царицы Елизаветы Петровны испанец Риберо Санчес написал так: «… сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных, превратилися в бани российские для пользы общества».

Действительно: русская баня с древних времён была одновременно и универсальной лечебницей, где старались лечить народными, знахарскими средствами практически от всех болезней. В банях принимали роды, и роженицы с новорождёнными сначала жили в банях.  Первые на Руси больницы, – «заведения для немогущих», созданы монахами Киево-Печерской лавры на базе банных процедур после специальных наблюдений, подтвердивших их целебные свойства.

Перечисление этих свойств, равно как и противопоказаний, – тема специальной литературы. Здесь уместно лишь отметить, что русская баня даёт оздоровляющий не только физиологический, а ещё и психосоциальный эффект. Парная «выпаривает» стрессовые последствия тяжелых переживаний, повышает настроение и общий жизненный тонус. Особая красота, как говорят художники, обнажённой натуры в виде распаренного тела, женского и мужского, обогащает любовные отношения супругов. На Руси перед свадьбой невесту с подругами и жениха с друзьями обязательно вели в бани, а после первой брачной ночи супруги шли в баню уже вместе. Этому обычаю следовали все слои русского народа, вплоть до монарших семейств.

Баня у русских издревле – место для дружеского общения, для установки дружеских отношений. Если муж и жена поссорились, баня их помирит – гласит русская народная мудрость. А слова как заново родился – самая частая оценка итогового эффекта от русской бани, звучащая и от иностранных её посетителей.

Баня настолько укоренилась в русском народе, что даже бедняцкие семьи обязательно находили силы и средства, чтобы обзавестись ею, иногда одной на две, редко на три родственные семьи. Больше того: баню строили прежде жилого дома и жили в ней до окончания его строительства. У многих народов, живущих по соседству с русскими, русская баня укоренилась так же. И сейчас в России, на Украине, в Белорусии без неё не обходятся сельские подворья, а у городских жителей она стала атрибутом большинства дачных участков.

Русская баня фигурирует во многих произведениях искусства

Н. Фешин Баня

Н. Фешин Баня

Б. Кустодиев Русская Венера                      С. Кузин Розовый пар

Б. Кустодиев Русская Венера                      С. Кузин Розовый пар

В самом распространённом виде русская баня представляет собой бревенчатый домик с двумя помещениями. Меньшее – предбанник для переодевания и отдыха между пропариванием. В большем помещении с маленьким окошечком расположены: специальная печь для нагрева воды и накаливания камней, плесканием воды на которые получается горячий пар; две-три ступени полоков, на которых парятся; ёмкость с холодной водой. Парятся в несколько заходов с применением банных веников для обмахивания тела горячим паром, с плесканием на раскалённые камни настоев трав или кваса для получения особо приятного и полезного пара, с чередованием пропаривания обливанием холодной водой, а зимой обтиранием снегом или купанием в проруби. На верхнем полоке, почти под потолком, парятся самые большие любители жары под 100 градусов. Как напарятся, остужают парилку и в ней моются.

В идеале баня строится рядом с естественным водоёмом. Строительство её в лучших традициях – большое искусство, так же как подготовка банных веников и травяных настоев для получения пара. Но не сразу русская баня стала такой.

Сначала парились в домашних русских печах, долго сохраняющих жар после приготовления еды. Очистив топку от угля и золы, её застилали соломой, ставили в печь ёмкость с водой, клали веник, и человек залезал в печь. Пар получал плесканием воды на внутренние стенки печи. Вероятно, с тех времён осталось украинское и белорусское название бани – ла́зня. Любители попариться в печи есть и ныне.

Баня по-чёрному во время топки.

Баня по-чёрному во время топки.

Позднее стали делать вне дома более просторные, чем домашняя печь, землянки-парилки, в которых огонь разводился на полу, а для получения пара раскалялась груда камней. Дым выходил через входной проём. Такое отопление без дымоотводной трубы называется по-чёрному.

Далее стали возводить специализированные для мытья и парения домики-бани, описание которых дано выше.  Но вначале и они, даже оснащенные специальной печью, отапливались по-чёрному: дым из печи выходил в помещение и после топки удалялся проветриванием. Перед тем, как париться и мыться, помещение чистили от сажи.

До сих пор есть любители именно чёрной бани. По их убеждению в ней пар более душистый и полезный, чем в белой бане, где дым из печи выходит наружу через трубу.

Следом за деревянными, появились каменные русские бани, а наряду с семейными – платные общественные (торговые).

В общественных банях сначала только предбанники разделялись на женские и мужские, а парились и мылись все вместе. Тогда и в Европе совместное мытьё мужчин и женщин было делом обычным. С начала XVI века в Европе общественных бань становится всё меньше. Среди причин называются распространение венерических болезней и дороговизна дров вследствие вырубки лесов. Католическое и протестантское духовенство обличало общие бани как рассадник бесстыдства. Хотя свободу нравов в русских торговых банях отмечали иноземцы, никто из них не отметил столь же тлетворного разгула по этой части.

Об обилии в России частных и общих (торговых) бань и купании в реке или снегу после бани упоминали многие европейские путешественники XVI-XVII веков. В 1743 году российский Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться женщинами и мужчинам совместно. Стали вводить женские и мужские дни и строить торговые бани с женским и мужским отделениями. Вошло в обиход разделение помещений для парной и мытья. С развитием водопроводов помывочные оснастились душевыми установками.

К XIX веку в крупных городах России появились богато устроенные бани с особо хорошими условиями. Самыми знаменитыми удобством и роскошью стали Сандуновские бани в Москве. В 1992 году этот банный дворец объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства. Богато устроенные  русские бани стали гораздо более просторными и технически оснащенными. Предбанник в них увеличился до размеров, достаточных и для застолья, помывочная дополнилась бассейном.

По строению и применению от русской бани ничем не отличается финская сауна. Финно-угорские народы расселились в основном по северным землям от Балтики до Урала, и здесь многие века живут в соседстве и в одних климатических условиях с русскими. Так что баня у этих народов, скорее всего, явилась замечательным плодом взаимообогащения национальных культур.

Правда, в 1960 годах появилось мнение, что сауна – баня суховоздушная, без пара. Дело в том, что тогда в Финляндии наладили массовое производство компактных «саун» с электронагревом, которые можно устанавливать даже в городских квартирах. Но получать пар в них нельзя из-за нерешенности в то время проблемы с опасностью удара током. Широкое применение этих «саун» показало, что от них больше вреда, чем пользы в связи с образующимся дефицитом кислорода при его более интенсивном потреблении разогретым организмом. То есть, вот такие «сауны» – тоже финские, но только не от народного творчества, а от предприимчивости  финских коммерсантов.

Русская печь

Русская печь – большая кирпичная домашняя печь. Служит для отопления избы, приготовления еды, просушки одежды и обуви, а так же в качестве особо уютной подогреваемой лежанки. Для приготовления еды в русской печи можно исходные продукты варить, тушить, жарить, печь, парить, томить, коптить, сушить. Только в русской печи можно приготовить многие уникально вкусные блюда, и вряд ли найдутся готовящиеся термообработкой блюда, которые невозможно приготовить в русской печи. В ней когда-то даже парились, очистив после приготовления еды от углей и золы (см. Русская баня).

Печь была культовой в народных поверьях: как вместилище огня и исток целительных воздействий. За печкой жил русский языческий Домовой. Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. Новорождённого клали на печку, чтобы вырос здоровым и крепким. Иногда его помещали на несколько секунд в печь, чтобы она «подышала» на ребёнка. Лечились золой и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Содержащие мел белила с печных стен становились, порой, лакомством у беременных женщин.

Русская печь фигурирует как сказочный персонаж, одушевлённый и чародействующий, как в сказках «Гуси-лебеди» и про удачливого Емелю.

Среди созданных в мире за доиндустриальные времена бытовых печей русская – самая многофункциональная и самая сложная по устройству. Даже для краткого описания её устройства и применяемого в её эксплуатации инструментария не обойтись без специальной терминологии,  связанной только с русской печью.

Горнило – топка печи. Печурки (горну́шки, гарну́шки) – неглубокие ниши в корпусе печи для улучшения теплообмена и для сушки одежды, обуви, трав, ягод, грибов. Щёки – передние две стенки горнила по бокам. Устье – проём между щёками, через который в горнило помещается топливо и посуда с готовящейся пищей, а из горнила дым выходит в трубу.  Под – нижний слой горнила. Непосредственно на поду, после тщательного очищения его от углей и золы, выпекается хлеб. Шесток – площадка перед устьем, на которую устанавливается посуда для помещения в горнило и только что извлечённая из него. Все действия с горячей заполненной посудой выполняются на шестке. Подшёсток – холодная печурка под шестком, обычно для хранения там части посуды. Подпечек (подпечье) довольно объёмная полость под подом, куда укладывается небольшой запас дров, и там могут спать домашние животные. Свод – верхняя и наиболее ответственная часть горнила. Укладывается из стесанного на конус кирпича с получением внутренней полуцилиндрической поверхности. Над сводом укладывается слой специально готовящегося материала с высокой удельной теплоёмкостью. В простейшем случае это песок, послойно залитый глиняным раствором. Перекрыша – самый верхний слой кирпича над горнилом. На нём обустраивается лежанка на печке, где могут лежать или сидеть два-три человека. Порожек – верхняя часть устья до свода, придерживает дымовые газы под сводом для более полной теплоотдачи. Хайло – у печей с колпаком над шестком служит для выпуска дымовых газов в трубу. Боров – перелом в трубе, располагаемый на чердаке избы, длиной около метра. Делается для  лучшего сохранения тепла, и если оснащается дверкой, служит камерой для копчения. Полати – дощатая лежанка между печью и стеной под потолком.  Чугуны – стандартная нескольких типоразмеров чугунная (в XX веке стала делаться и из алюминия) посуда для варки, тушения и томления еды в русской печи. Нередко в тех же целях применяется керамическая посуда. Ухваты – насаженные на деревянные рукояти длиной более метра приспособления нескольких типоразмеров для помещения чугунов в горнило и извлечения их оттуда. Сковородники – насаженные на деревянные рукояти длиной более метра приспособления нескольких типоразмеров для помещения сковород в горнило и извлечения их оттуда. Таганка – маленький таган для варки еды на небольшом огне, разводимом на шестке. Ометалочка – связка гусиных перьев для выметания золы из горнила. Ещё применяются: кочерга для оперирования топливом и углями в горниле; деревянная лопата, чтобы сажать в печь тесто и вынимать испечённый хлеб; заслонка, чтобы закрывать входной проём печи; горшки, кринки, утятницы, гусятницы, противни.

Для красивого внешнего вида русская печь белится или украшается изразцами. Отапливается, как правило, дровами в виде поленьев. Заготовка дров, включая распил, колку требует большой физической силы и потому – дело мужское. Все остальные дела по применению русской печи, обычно, – женские, хотя перемещение наполненных чугунов и  другой объёмной посуды  с помощью приспособлений на длинных рукоятях требует тоже немалых усилий.

При всех неоспоримых достоинствах, классическая русская печь имеет существенный недостаток: она прогревается только от шестка и выше. Всё, что ниже, остаётся холодным. От этого зимой спали на полатях, а по полу ходили в валенках. Для устранения этой проблемы стали делать печь с подтопком. Внешне она мало отличалась от обычной, но имеет плиту в шестке и отдельную топку (подтопок) к ней. Дымоход от подтопка проходит вдоль одной или нескольких стенок печи. В основном топится подтопок, а при сильных морозах, чтобы прогреть печь полностью, разводят огонь в подтопке и в горниле.

Сейчас русская печь возводится чаще всего как дополнительный вариант отопления и для приготовления уникальной «вкуснятины». Хорошие печники нарасхват, к ним записываются в очередь.

 В туристическом и культурно-образователь-ном центре «Этномир» Калужской области построена «русская печь» длиной девять метров, высотой одиннадцать, шириной шесть. Внутри неё проводятся экскурсии. В горниле (на втором этаже) полыхает огромный голографический огонь,  сопровождаемый звуками треска горящих поленьев. Выше есть и лежанка, служащая смотровой площадкой. Отсюда великолепно смотрятся избы разных стилей и народов, построенные сообразно традициям и канонам различных регионов России: кубанская мазанка, уральский пятистенок, поволжский дом, другие жилища. В каждой из этих изб мастера-печники воссоздали настоящие печки, тоже характерные для конкретных регионов России.