Преданья старины глубокОЙ

Предание  это устный, передающийся от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. В русском народе издревле получили распространение два вида преданий: сказания – преимущественно о судьбоносных событиях и действовавших в них героях; былины – о самых славных героях и их подвигах. В древности появились на Руси гусляры-сказители, от которых до нас дошла слава легендарного Бояна, воспетого в «Слове о полку Игореве».

К сожалению, записывать предания, как и другие произведения русского устного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки), стали поздно: лишь в XVIII веке. Поэтому многое не сохранилось, многое претерпело большие изменения в ходе пересказываний.

Исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 году около 3000 текстов былин, представляющих 80 сюжетов. Просматривается три поколения былинных героев:

– Самые старшие, унаследованные русским народом от древнеславянского эпоса, – Святогор и Микула Селянинович. Святогор – великан-воин, чья силища сродни природным стихиям и не может быть употреблена на пользу людям. Святогор тяжело переживает эту свою неспособность, а перед смертью передает часть своей силы и свой меч-кладенец киевскому богатырю Илье Муромцу.

– Былинные герои периода Руси дохристианской – Вольга Всеславович (в других вариантах Святославович), поляницы, среди которых Василиса Микулична – дочь Микулы Селяниновича, другие герои, не проявляющие христианской веры. Вольга – князь, воин, чародей, умеющий превращаться в зверей и птиц. Василиса Микулична, как и другие поляницы, умеет биться не хуже воев-мужей, изобретательна и тоже способна к чародейству. В поляницах просматриваются черты женщин от времен матриархата. Василиса Микулична в русских сказках наречена Василисой Премудрой, Василисой Прекрасной.

– Былинные герои периода, близкого к крещению Руси и христианской Руси. Князь Владимир – собирательный образ киевского князя времен от Владимира Красного Солнышка до примерно Владимира Мономаха. Киевские богатыри воины Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, новгородский купец Садко и другие.

Нельзя не отметить особо, что в русских преданьях славится воинская доблесть, как правило, в защите родной земли. Часто звучит почитание и трудовой доблести. Многие былинные герои – из трудового простонародья. Больше того: из всех былинных богатырей русская народная молва наделила самой могучей силой не воина, а землепашца Микулу Селяниновича. Святогор не смог поднять его котомку, а вся дружина Вольги – вынуть из борозды его сошку, которую потом сам Микула перед уходом с поля легко забросил одной рукой за ракитов куст.

Предания, устно передававшиеся многими веками, стали в старину для русского народа легендарными представлениями о родной истории, важным фактором его этнического сплочения, словесным истоком дальнейшего духовного развития. Здесь представлены пока следующие преданья.